?

Log in

No account? Create an account

cd_player


Модный фристайл

мы проиграли сражение, но не войну


Previous Entry Share Next Entry
Традиция - это передача пламени, а не поклонение пеплу
cd_player
Когда мировые религии ещё только создавались и набирали силу, люди жили мало и часто умирали совсем юными. До биологической старости доживали немногие. Не удивительно, что догматы вероучений ориентированы, в первую очередь, на младшие и средние возрастные группы. Вероятно, в наибольшей степени это касается отношения к жизни и смерти. В молодости и в преклонном возрасте отношение к смерти различается коренным образом. И представление о посмертии, загробном существовании служит утешением и поддержкой, прежде всего, для тех, кто пока ещё не успел насытиться жизнью земной, не надышался, не нарезвился под солнцем и не приемлет даже мысли о безвременном уходе. Я рос в атеистическом обществе, но отлично помню, что мысль о бессмертии находила в моей детской душе горячий отклик.

Когда вопросом о загробной жизни задаёшься в более зрелом возрасте, то обнаруживаешь, что от былого энтузиазма не осталось и следов. Переломным моментом в отношении к этой идее стала для меня прочитанная в детстве итальянская сказка про мудреца Грантэсту, который получил от Бога бессмертие, а потом спустя несколько сотен лет буквально умолял забрать его обратно. Ничего, кроме глубочайшей тоски не вызывает у меня сегодня мысль о вечной жизни, да ещё, не дай боже, в каком-нибудь олеографическом райском саду, где нет ни проблем, ни страданий, ни греховных радостей. Впору удавиться - но и это, судя по всему, невозможно.

Жизнь должна продолжаться. Должны жить дети и внуки, и хочется, чтобы доставшиеся им испытания не были чрезмерно тяжелы. Чтобы они состоялись как личности и умерли своей смертью. И посаженные тобой деревья не были сметены какой-нибудь точечной застройкой или войной. А ещё хочется сохранить и передать по эстафете то немногое из сотворённого, придуманного и сказанного тобой, что ты считаешь интересным и нужным кому-то. "Пароходы, строчки и другие долгие дела". По большому счёту, человеку в посмертии сверх этого ничего не надо.

И когда сегодня у нас заводят разговоры о традициях, игнорируя живую жизнь и вытаскивая на божий свет истлевшие мощи, - это попытка дважды войти в одну и ту же реку, попытка с негодными средствами. Время непостижимым образом ускорилось, и река сейчас врывается в тесный извилистый каньон. Старые схемы перестают работать. Нужно успевать с ответами на вызовы времени, быстро находить новые решения, переосмысливать старые истины. Опираясь при этом на лучшее из созданного нашими предшественниками, но не забывая вовремя зажечь факел от факела.

Так я понимаю слова великого австрийского музыканта Густава Малера, вынесенные в заголовок.


  • 1
слушай, до чего же ценные мысли ты написал! мне и в голову не приходило....
умница!

и какой у тебя чудесный слог все-таки! и словарный запас...

Ну сейчас размурлыкаюсь, честное слово!))) Спасиб...

а что это слово означает? олеографическом

Такой был старый литографский способ цветной репродукции с использованием масляных красок. Картинки, соответственно, олеографиями назывались.

(Deleted comment)
Вот мне кажется, что этот момент в общественном сознании как-то плохо рефлексируется. Надо бы опрос провести.

(Deleted comment)
Очень вероятно, что так. Поэтому так и важны все эти "пароходы, строчки и другие долгие дела". Если мы будем с раннего детства учить человека оставлять после себя что-то хорошее, настаивая, что именно в этом его продолжение на Земле и никакого другого нет, концепцию загробной жизни можно будет сдавать в музей.

(Deleted comment)
Вот честно - ни малейшего пафоса не видно:) Если, конечно, брать это слово в общепринятом значении. А то ещё говорят - "пафосный бутик" (тут я уже просто не знаю, смеяться или плакать))

Идея реинкарнации мне тоже симпатичнее, хотя прежней личности уже нет, тем более, что и память о прошлой жизни не сохраняется. Но систему ответственности на этом построить можно.

Того, о чём я сказал выше, в СССР как раз не было - людям внушали идеи альтруизма и бескорыстия, поощряли (в определённых пределах) творчество, но философской концепции бессмертия в культуре не было и в помине. И не могло быть, поскольку советская идеология была плохо совместима с идеей гражданского общества и локального развития. Везде царили "типовые проекты", и выход за их рамки не приветствовался.

Рост эгоизма и безответственности в период так называемого "застоя" связан, прежде всего, со всеобщим разочарованием политикой руководства страны и разложением самого руководства. Государственно-капиталистическая сущность строя всё больше вылезала на поверхность. А урбанизация разрушила последние структуры традиционного общества, на которых ещё держались механизмы ответственности. Тем не менее, для той деградации, что мы имеем сейчас, потребовалось время. Уровень экологической и общей культуры в позднесоветском обществе несопоставим с нынешним.

Ну вот, меня тоже понесло в сопряжённые области:)

(Deleted comment)
Выражение употребляли всерьёз, но это всё-таки была метафора, и все это понимали. И в сознании людей формировали как высшую ценность представление о жизни, прожитой не зря, наполненной большими и хорошими делами. Это, собственно, уже всё в знаменитом монологе-размышлении Корчагина расставлено. То есть главное было - уйти с сознанием исполненного предназначения, но в том, что это полный и окончательный уход, конец личности, не сомневался никто.

(Deleted comment)
Ну конечно, метафора. Сходство есть, но, видимо, основное отличие советского мироощущения от религиозного в том, что все осознавали эту метафоричность:)

А что плохого в идеях альтруизма и бескорыстия? А концепция бессмертия может понадобиться только для бесконечного путешествия во Вселенной в поисках новых Миров и новых открытий, потому её и не развивали в Советском обществе.

Ничего плохого - отношение глубоко положительное. Я как раз и говорю, что у рядового советского человека не было особой нужды в бессмертии. Путешествия по вселенной, кстати, были очень популярны.

Красиво написали... спасибо.

По сути, человеческое тело не предназначено для вечной жизни, и, судя по его конструкции, должно служить лишь временным пристанищем - пока человек не накопит необходимый опыт, чтобы трансформироваться или возродиться в ином качестве.

Единственное, что мне кажется - срок эксплуатации человеческого тела должен быть всё же больше. Вечной жизни не надо, а вот раза в три удлинить не помешало бы.

Лично мне - мало того, что есть :) Столько всего хочется попробовать...

Edited at 2013-06-11 06:18 pm (UTC)

И срок не мешало бы продлить, и само качество поднять - чтобы не разваливаться на ходу в последние 20 лет жизни:) Хотя это во многом в руках каждого из нас.

А вот идее жизни вне тела организм интуитивно сопротивляется. Так уж сложилось, что наша психика в своём онтогенезе опирается на соматику - без этой повседневной опоры легко "посыпаться" можно :)

  • 1